Культура принятия ванн в Швейцарии

Оценить
(1 голос)

Восходит своими корнями к рим­скому господству, хотя и существуют летописные источники, согласно которым еще кельты знали о целебной силе мест­ных термальных вод. Например, в музее Санкт-Морица хранятся сделанные рука­ми человека из лиственницы стенки тер­мального источника, созданные еще в 1466 году до н.э. А первые римские тер­мы на берегу реки Лиммат в нынешнем Бадене были сооружены в 58 году до н.э. В дальнейшем римляне построили на тер­ритории современной Швейцарии еще несколько термальных комплексов (на­пример, в Ивердон-леБа). Предполагает­ся, что им были известны и источники Санкт-Морица и Лёйкербада.

После падения Римской империи термы мало использовались вплоть до Средних веков, когда ученые стали изучать целеб­ные свойства различных источников. В это время процедура приема минеральной ванны была предельно проста: водой из источника наполнялась большая деревян­ная емкость, куда садились желающие оз­доровиться. Вода обновлялась крайне редко, что давало многим лекарям право утверждать, что «из такой воды можно выйти лишь с новыми болезнями, которые остаются до самого конца жизни». Здесь же могли проводиться и определенные ме­дицинские процедуры, например банки. А рядом обычно практиковали цирюльники, стригшие и брившие своих клиентов, а так­же выдиравшие у них «плохие» зубы (дли­тельное время работа с зубами оставалась прерогативой цирюльников).

По мнению ряда историков, после Х-ХИ вв. источники использовали только жители окрестных деревень, а также монахи из расположенных вблизи монастырей. Но постепенно популярность лечебных вод стала расти, сюда съезжалась на лечение знать (даже члены королевских семей). Лечились в первую очередь от подагры и ревматизма, а также от кожных болезней. Женщины посещали источники, чтобы из­бавиться от бесплодия. После исцеления многие из пациентов помогали местным общинам, вносили деньги на строительст­во церквей.

Решающий вклад в популяризацию тер­мальных курортов внес самый известный врач Средневековья Парацельс (Теофраст фон Хоэнхайм, 1493-1541 гг.), который официально подтвердил целебную силу источников Бад Рагаца и некоторых дру­гих термальных курортов. После этого Швейцария стала местом паломничества больных со всей Европы.

Согласно которым еще кельты знали о целебной силе мест­ных термальных вод. Например, в музее Санкт-Морица хранятся сделанные рука­ми человека из лиственницы стенки тер­мального источника, созданные еще в 1466 году до н.э. А первые римские тер­мы на берегу реки Лиммат в нынешнем Бадене были сооружены в 58 году до н.э. В дальнейшем римляне построили на тер­ритории современной Швейцарии еще несколько термальных комплексов (на­пример, в Ивердонле-Ба). Предполагает­ся, что им были известны и источники Санкт-Морица и Лёйкербада.
Природа - это первый врач, человек - лишь второй

Эти слова при­надлежат крупнейшему врачу и алхи­мику Средневе­ковья Парацельсу, создав­шему собст­венное напра­вление в меди­цине, не поте­рявшее своей актуальности до сих пор. Он ввел в меди­цину различные химические субстанции, описал целительное действие минераль­ных источников, заложив начало совре­менной бальнеологии. Именно с этой точки зрения его можно считать одним из создателей и проповедников оздорови­тельного туризма в Швейцарии.

Парацельс (настоящее имя Филипп Ауре-ол Теофраст Вомбаст фон Гогенхайм) ро­дился в 1493 г. в городе Айнзидельн, кан­тон Швиц, в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворян­ского рода. С основами медицины и вра­чебного искусства Парацельса познако­мил отец. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре, здесь же был удостоен степени доктора медицины (по другим источникам, во Флоренции).

С 1517 года Парацельс много путешест­вовал по Европе, посещал многочислен­ные университеты, участвовал в воен­ных кампаниях, пока не осел в 1526 году в Страсбурге. В следующем году по протек­ции одного из друзей (и пациентов) он стал городским врачом в Вазеле и был приглашен читать лекции в местном университете. Начал он довольно не­обычно: прилюдно сжег труды Авиценны и Салена и читал свои лекции на немец­ком. Долго в Базеле он не задержался: уже через год был вынужден оставить город из-за конфликта с властями и коллегами.

В последующие годы Парацельс много пу­тешествовал, исследовал, ставил алхи­мические опыты, не оставляя при этом свою деятельность врача. После непро­должительного пребывания в Баварии он перебрался в Швейцарию, в Санкт-Галлен, в начале 1531 г. закончил здесь много­летний труд о происхождении и протека­нии болезней «Парамирум».

Позже он написал и другие медицинские труды: «Лабиринт заблуждающихся ме­диков» (1553 г.) и «Хронику Каринтии» (1575 г.). В 1541 г. Парацельс поселился в Зальцбурге, найдя покровителя в лице местного архиепископа; здесь он вскоре и умер.

Культура принятия ванн в Швейцарии

Парацельс «вернул из небытия» труды Сиппократа, его гуморальную патологию и спагирическую (алхимическую) медици­ну. Согласно его теориям, тело человека состоит из обычных минералов и элемен­тов, распространенных в природе. В здо­ровом теле все минералы и жидкости те­ла находятся в гармонии и равновесии друг с другом; при болезни это равнове­сие нарушается, смещаясь в ту или иную сторону.

Помимо Парацельса в «рекламе» тер­мальных источников, возвращавших силу и здоровье, участвовали и другие истори­ческие персонажи. Например, своей из­вестностью источники Лёйкербада обяза­ны епископу Матиасу Шинеру, который популяризировал термальные источники и приглашал на них ведущих ученых сво­его времени. Георгиус Пикториус в 1560 году описывал воду как "смесь серы, меди и железа", которая помогает при "наруж­ных поражениях и болезнях, тугоухости, от спазмов, при дрожании рук, при выде­лениях из носа". Другой знаменитый уче­ный Средневековья, теолог, математик и географ Себастьян Мюнстер упоминал о целительном влиянии вод "на пищеваре­ние и аппетит, при болезнях печени и се­лезенки, при слабых легких и желудке". Он указывал, что беременным принятие ванн противопоказано, а вот "при холоде в матке они полезны".

XVI век стал веком расцвета бальнеоло­гии в стране
Со временем менялись приоритеты меди­цины
Рубеж XX века был для Швейцарии  временем наибольшего расцвета
История развития оздоровления и медицины

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить